Вопросы-ответы по лицензированию:

 

 

О лицензировании образовательной деятельности индивидуальных предпринимателей.

 

Согласно нормам действующего законодательства индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, а также программам профессионального обучения. При этом они реализуют данные программы как самостоятельно, так и с привлечением педагогических работников.

 

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Отношения, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования образовательной деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этим нормативным актом определен порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом. В случае, когда соискателем лицензии является индивидуальный предприниматель, этот порядок приобретает следующий вид.

 

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

 

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается индивидуальным предпринимателем.

 

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

 а)   копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;

 б)   опись прилагаемых документов.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

 

В ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, которые исходя из указанной выше нормы ч. 2 ст. 21 Федерального закона распространяются на организации, осуществляющие обучение, и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

 

 

 

Нужна ли лицензия на дополнительное образование при ведении внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования?

 

При осуществлении внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования, а не дополнительная общеобразовательная программа.

 

Для осуществления такой образовательной деятельности достаточно лицензии, в приложении к которой указываются сведения об уровне образования – начальном общем образовании (ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Лицензирование и указание в приложении к лицензии дополнительного образования детей и взрослых не требуется.

 

 

 

Возможно ли открыть в образовательном учреждении дополнительного образования дошкольные группы?

 

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

 

Для начала реализации программ дошкольного образования следует, во-первых, внести изменения в устав организации дополнительного образования, предусмотрев реализацию программ такого уровня общего образования (п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ), а затем пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного образования в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.

 

 

 

Если общеобразовательная организация арендует бассейн для проведения уроков физкультуры, должен ли быть адрес бассейна указан в лицензии как адрес, по которому ведется образовательная деятельность?

 

Да, согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в лицензии указываются все места осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программ, в том числе, и места, в которых реализуется часть образовательной программы.

 

Согласно пунктам 10, 15 – 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, при подаче заявления о лицензировании либо заявления о переоформлении лицензии в связи с лицензированием новых программ, филиалов или новых мест осуществления образовательной деятельности предоставляются следующие сведения и документы: реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Таким образом, предоставлять информацию об объектах физической культуры и спорта как местах осуществления образовательной деятельности необходимо, и эта информация включается в приложение к лицензии.

 

 

 

Каким образом указывается в лицензии реализация образовательными организациями дополнительных общеразвивающих программ?

 

Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о подвидах дополнительного образования. Новый Федеральный закон не предусматривает указание в приложении к лицензии конкретных дополнительных общеразвивающих программ той или иной направленности.

 

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Таким образом, в приложении к лицензии указывается подвид образования – «дополнительное образование детей и взрослых».

 

Дополнительное образование детей и взрослых представляет собой реализацию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ (п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Регламентация дополнительного образования детей и взрослых предусматривается ст. 75 Федерального закона.

 

Указание в приложении к лицензии подвида дополнительного образования «дополнительное образование детей и взрослых» дает право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по всем дополнительным общеобразовательным программ, включая дополнительные общеразвивающие программы различной направленности.

 

 

 

Необходимо ли лицензировать образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам различной направленности (кружки, секции), реализуемым в общеобразовательной организации?

 

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

 

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

 

Работа кружков, секций в общеобразовательной организации за рамками соответствующего федерального государственного образовательного стандарта является дополнительным образованием  – видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

 

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

 

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам подлежит лицензированию.

 

При этом согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии не перечисляются конкретные виды дополнительных общеобразовательных программ с указанием направленности, а указываются сведения в целом о подвиде дополнительного образования, которым согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ является "дополнительное образование детей и взрослых".

 

 

 

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлен переходный период, в течение которого лицензии и свидетельства об аккредитации признаются действующими до 01.01.2016 года. За этот же период они должны быть переоформлены. Обязаны ли школы в этот период проходить процедуры лицензирования и государственной аккредитации?

 

Согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым Федеральным законом до 1 января 2016 года.

 

Необходимость переоформления вызвана, во-первых, изменением наименования ряда образовательных программ и уровней образования, которые согласно ч. 1 и 2 ст. 108 Федерального закона приравниваются либо признаются тождественными соответствующим уровням и наименованиям образовательных программ, предусмотренных старым законодательством об образовании. Кроме того, необходимость переоформления лицензии и свидетельства о государственной аккредитации может быть вызвана приведением в соответствие с новым Федеральным законом наименования образовательной организации в соответствии со ст. 23 и ч. 5 ст. 108 Федерального закона.

 

Переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, вызванные исключительно приведением образовательной деятельности в соответствие с новым Федеральным законом (без проведения лицензирования или государственной аккредитации новых образовательных программ, либо новых мест осуществления образовательной деятельности), осуществляется без проведения проверки соответствия образовательной организации лицензионным требованиям и аккредитационной экспертизы соответственно.

 

 

 

В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при наличии у лицензиата неисполненного предписания, лицензирующий орган принимает решение о возврате заявления. Как быть при наличии у лицензиата неисполненного предписания, которым ему предписывалось осуществить определенные лицензионные мероприятия (дополнить приложение к лицензии сведениями о новых образовательных программах или о новом адресе места осуществления образовательной деятельности)?

 

 

 

Действительно в соответствии с ч. 12 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

 

 

 

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 6 и п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия по государственному контролю (надзору) рассматриваются как отдельные полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования или полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые  не входят в полномочия по лицензированию образовательной деятельности.

 

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, лицензионный контроль не входит в содержание государственного контроля (надзора) в сфере образования, а является, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», составляющей лицензирования.

 

Таким образом, в п. 3 ч. 12 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ под неисполненным предписанием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, понимается неисполненное предписание выданное именно в случаях выявления соответствующих нарушений в рамках процедуры государственного контроля (надзора) в сфере образования, но не лицензионного контроля.  Наличие предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований не является основанием для возврата соискателю лицензии или лицензиату заявления.

 

В случае же, если предписание было выдано на основании выявления нарушения требований законодательства об образовании в части работы без лицензии и содержало требование об его устранении путем обращения в лицензирующий орган с заявлением о лицензировании соответствующей образовательной деятельности (например, новой образовательной программы), то представляется, что такое предписание является исполненным в момент подачи соответствующего заявления о предоставлении или переоформлении лицензии и не может являться основанием для возврата такого заявления.

 

 

 

Статьей 31 нового Закона к организациям, осуществляющим обучение, отнесены, в том числе, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но этой статьей не определен перечень программ, которые могут реализовывать вышеуказанные организации. Какие это образовательные программы?

 

Исходя из норм семейного законодательства (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации») организации для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к организациям, осуществляющим социальное обслуживание.

 

Следовательно, согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ, они вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

 

 

 

Кто осуществляет медицинское обслуживание в школе? В штате какой организации (образования или здравоохранения) должны находиться медицинские работники? И за какой счет оплачивается их работа? Подлежат ли лицензированию школьные медицинские кабинеты?

 

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан является наиболее емким понятием, включающим в себя, в том числе и медицинскую деятельность. Под медицинской деятельностью в данном Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

 

Медицинская деятельность осуществляется специально созданными для этой цели медицинскими организациями, причем для них этот вид деятельности является основным. Положения Федерального закона № 323-ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности (п. 11 ст. 2).

 

Медицинская деятельность подлежит лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Положение о лицензировании медицинской деятельности  (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 (с изменениями).

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны осуществлять деятельность по организации охраны здоровья обучающихся, за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся возлагается на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (п. 15 ч. 3 ст. 28, части 2, 3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

В связи с этим медицинское обслуживание в школе осуществляется медицинскими организациями, в штате которых состоят медицинские работники (лица, имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации, в трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности – п. 13 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

 

Что касается лицензирования медицинских кабинетов, то следует отметить, что лицензированию подлежит не материальная база, а именно медицинская деятельность, одним из условий осуществления которой является наличие необходимых условий (отвечающих лицензионным требованиям). Иначе говоря, медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность в образовательных организациях, в т.ч. с использованием специально оборудованных кабинетов, должны при подаче в лицензирующий орган заявления о получении лицензии указывать эти образовательные организации в качестве мест осуществления своей деятельности (подпункт «б» п. 7, п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности.   Образовательные организации должны представить сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).

 

 

 

Имеет ли право лицензирующий орган отказать лицензиату в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования образовательного учреждения, если наименование не соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

 

Согласно ч. 12 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

 

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

 

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат не вправе реализовывать;

 

3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

 

Таким образом, наличие наименования образовательной организации, не соответствующего Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» не является основанием для принятия решения о возврате заявления о предоставлении лицензии, за исключением случая, когда  лицензиату уже было выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ об образовании в его наименовании.

 

В соответствии с ч. 7 ст. 14 и ч. 19 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» основанием для отказа в переоформлении лицензии является:

 

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

 

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

 

К числу лицензированных требований наличие наименования образовательной организации, соответствующего законодательству РФ об образовании, не относится.

 

Таким образом, в случае, если у лицензиата имеется наименование, не соответствующее законодательству РФ об образовании при отсутствии предписания об устранении такого нарушения, лицензиату не может быть отказано в переоформлении лицензии.

 

 

 

Новый Федеральный закон об образовании требует, чтобы в наименовании образовательной организации содержалось указание на её организационно-правовую форму (ч. 5 ст. 23). Наша школа является бюджетным учреждением. Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (п. 1 ст. 4) включать в наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, указание на ее тип не обязательно. Какие правовые последствия возникают, если в наименовании школы не будет слова «бюджетное»?

 

Никаких правовых последствий для статуса школы не возникает. Школа не станет просто «учреждением», так как государственные и муниципальные учреждения по форме являются либо автономными, либо бюджетными, либо казенными (ст. 120 Гражданского кодекса РФ). Указание на тип учреждения – «бюджетное учреждение» по-прежнему будет содержаться в уставе школы (как правило, в разделе «Общие положения») в силу требований п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

 

 

 

В нашем дворе размещено рекламное объявление «Развивающие занятия: первые шаги». Является ли такая деятельность образовательной и подлежит ли лицензированию?

 

Для детального ответа на этот вопрос нужно изучить программу развивающих занятий. Если программа занятий содержит основные признаки  образовательной программы, то данная деятельность должна быть признана как образовательная и подлежит лицензированию.

 

Образовательная программа определяется п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,  который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Отсутствие каких-либо документов из данного перечня не является препятствием для признания программы образовательной.

 

Возможно, что такого рода «развивающие занятия» представляют частные услуги по обучению, воспитанию, а также по уходу и присмотру за детьми. Нельзя исключать, что  лица, оказывающие эти услуги, не желают считать данную деятельность образовательной (т. е. деятельностью по реализации образовательных программ – п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ) с целью уклонения от лицензирования либо вообще работают без государственной регистрации предпринимательской деятельности.

 

 

 

Обязательно ли в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)»?

 

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Каких-либо иных обязательных требований к наименованию образовательной организации данный Федеральный закон не содержит.

 

Образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным законом № 273-ФЗ в отдельный тип не выделяются. Кроме этого, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

 

Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 23 рассматриваемого Федерального закона в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

 

Таким образом, в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)» необязательно, но и не запрещено. Соответственно, при определении наименования образовательной организации использование данных слов остается на усмотрение учредителя.

 

 

 

Может ли общество с ограниченной ответственностью в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заниматься повышением квалификации, профессиональной переподготовкой?

 

В ст. 31 Закона образовании приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность.

 

Специально не упомянутые в данной статье юридические лица, в том числе, коммерческие организации, вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. К последним относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

 Таким образом, общества с ограниченной ответственность вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки при условии получения соответствующей лицензии.

 

 

 

Можно ли считать региональные центры, оказывающие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, образовательными организациями? Ранее на уставах таких центров указывалось, что они являются образовательными учреждениями. Подлежит ли их деятельность лицензированию как образовательная?

 

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – Центры) создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, которую оказывают данные Центры, включает в себя:

 

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

 

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

 

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

 

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

 

Также Центры оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации этих программ, оказывают методическую помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляют мониторинг эффективности этой помощи. Социальное значение своевременной и квалифицированной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детально раскрывается в письме Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07.

 

Поскольку указанные виды деятельности Центров не являются реализацией образовательных программ, данная деятельность не может считаться образовательной в силу п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Соответственно, сами Центры не могут считаться образовательными организациями, как не осуществляющие образовательную деятельность в качестве основной цели деятельности (п. 18 ст. 2).

 

Такого рода организации входят в структуру системы образования в качестве организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

Отметим, что характер деятельности и функции указанных Центров позволяют относить их, в зависимости от конкретных задач, к организациям, осуществляющим лечение, оздоровление и (или) отдых, либо к организациям, осуществляющим социальное обслуживание. Таким организациям Федеральный закон № 273-ФЗ дает право осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31). При наличии соответствующих лицензий Центры войдут в группу организаций, осуществляющих обучение, поименованных в ст. 31.

 

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31).

 

Статус педагогических и иных работников Центров зависит от статуса самих Центров, и, в частности, от реализации в них образовательных программ.

 

 

 

У организации дополнительного профессионального образования в лицензии указаны программы профессиональной переподготовки, которые реализуются раз в два-три года по мере комплектования групп по запросу. Нужно ли исключать эти программы ежегодно из лицензии, а потом включать обратно? Есть ли сроки для признания программы нереализуемой и для исключения ее из лицензии?

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержат требования о том, чтобы образовательные организации, имеющие лицензию, предусматривающую право реализации тех или иных образовательных программ, непременно реализовывали такие программы с какой-либо периодичностью. Фактическая образовательная деятельность по тем или иным программам, указанным в лицензии может в данный момент не осуществляться в виду отсутствия спроса или иных причин, которые, однако, не свидетельствуют о намерении образовательной организации полностью прекратить данную деятельность.

 

Часть 14 ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает обязанность лицензиата, имеющего намерение прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности, представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения такого вида деятельности. Однако в рассматриваемом случае образовательная организация не намерена прекращать осуществление реализации программ профессиональной переподготовки вообще, а только в виду отсутствия спроса не реализует их в данный момент.

 

Кроме того, следует отметить, что в данной норме речь идет о прекращении осуществления всего вида деятельности, а об отдельных оказываемых услугах в рамках образовательной деятельности, обязанности уведомления о прекращении деятельности по которым Федеральный закон не содержит, хотя и предусматривает возможность переоформления лицензии по заявлению лицензиата путем исключения отдельных видов услуг, выполнение которых лицензиатом прекращается (ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

 

В связи с этим, по нашему мнению, оснований для исключения из лицензии сведений о программах профессиональной переподготовки нет.

 

 

 

Должна ли образовательная организация, имеющая лицензию на профессиональное обучение по конкретным программам профессиональной подготовки, выданную до 1 сентября 2013 года, дополнительно лицензировать новые программы профессионального обучения и места осуществления образовательной деятельности по таким программам?

 

Исходя из положений пунктов 12 и 13 ст. 2 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «профессиональное обучение» является самостоятельным видом образования, не входящим в понятие «профессионального образования». Следовательно, с 1 сентября 2013 года в лицензиях на осуществление образовательной деятельности  (приложениях к ним) не предусмотрено указание конкретных профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, а указывается только вид образования: профессиональное обучение.

 

На основании данной нормы Федерального закона № 273-ФЗ в форме приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1320, предусматривается указание только вида образования – профессионального обучения без конкретных видов образовательных программ и (или) профессий рабочих, должностей служащих.

 

Следовательно, организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании ранее выданных лицензий, вправе реализовывать и иные, не указанные в лицензии программы профессионального обучения, а также осуществлять образовательную деятельность по таким программам в иных местах осуществления образовательной деятельности, не указанным в лицензии без дополнительного лицензирования новых образовательных программ и новых мест осуществления образовательной деятельности.

 

Обращаем внимание, что согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с данным Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

 

 

 

Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?

 

Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

 

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

 

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

 

Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

 

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

 

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

 

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

 

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

 

Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

 

 

 

Если образовательная организация реализует программы повышения квалификации менее 16 часов (например, проводит семинары, конференции), можно ли их называть курсами или краткосрочным обучением?

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не вводит понятий «курсы» и «краткосрочное обучение».

 

Повышение квалификации осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

 

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с п. 12 данного Порядка формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Тем не менее, определены минимально допустимые сроки освоения программ: повышения квалификации – не менее 16 часов, профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

 

Таким образом, программы повышения квалификации не могут быть менее 16 часов. Если такая программа менее 16 часов, то она не может быть отнесена к программе повышения квалификации и, таким образом, не может именоваться «повышением квалификации». А поскольку согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ, то указанная деятельность по проведению семинаров вообще не может быть отнесена к образовательной деятельности, поскольку в ее рамках никакая образовательная программа не реализуется.

 

 

 

Являются ли коррекционные программы VIII вида основными общеобразовательными программами? Применяется ли ФГОС при их разработке и реализации? Аккредитуются ли эти программы?

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит таких классифицирующих признаков образовательной программы как коррекционные и (или) указание численного вида.

 

В терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ такие программы относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

 

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

 

Наконец, ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ напрямую говорит о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

 

Часть 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

 

Часть 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

 

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

 

Считаем нужным обратить внимание на ч. 6 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии с которой особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Пока такой нормативный правовой акт не принят.

 

 

 

Как в связи с принятием нового закона будет обстоять дело с образованием одаренных детей, ведь гимназий и лицеев не будет?

 

Пункт 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация. В отличие от действующего до 1 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании», принятие типовых положений о различных типах образовательных организаций, равно как и деление типов на виды, новый Федеральный закон не предусматривает. Следует отметить, что создание лицеев, гимназий и иных подобных образовательных организаций, предполагавших углубленное изучение ряда предметов, предусматривалось именно типовыми положениями. Однако это не означает, что общеобразовательным организациям теперь запрещено реализовывать программы повышенного уровня. Это означает лишь, что такие организации не выделены в отдельный вид общеобразовательных организаций.

 

Ч. 2 ст. 99 рассматриваемого Федерального закона устанавливается, что «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». Иначе говоря, предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации программ повышенного уровня.

 

Деятельность образовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня предусмотрена и ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации». То есть предусмотрены не только существование таких организаций, но и организация индивидуального отбора при приеме в них.

 

Данным Федеральным законом в статьях 83, 84 также предусмотрены особенности реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта для одаренных детей.

 

При этом ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 23), ни Гражданский кодекс РФ не содержат никаких ограничений на включение в наименование образовательной организации слов «гимназия» или «лицей», если эти организации дают общее образование повышенного уровня.

 

 

 

Что скрывается за новым термином «образовательная организация», чем этот термин отличается от термина «образовательное учреждение»?

 

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

 

Таким образом, образовательной организацией является любая некоммерческая организация с учетом указанных ограничений. Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К числу таких законов относится, например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Соответственно, некоммерческие организации не сводятся только к учреждениям. Образовательное учреждение же является частным случаем образовательной организации. При этом очевидно, что государственные и муниципальные образовательные организации будут существовать в форме автономных, бюджетных или казенных образовательных учреждений (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

 

 

 

По каким признакам определяется структурное подразделение образовательной организации? Можно ли считать присоединенный к школе детский сад структурным подразделением? Будут ли считаться структурными подразделениями части образовательного учреждения, расположенные в зданиях с различными юридическими адресами?

 

Законодательство не содержит универсального определения структурного подразделения организации. Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

 

В статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ приведен широкий перечень различных структурных подразделений образовательных организаций, свойственных различным их типам, видам и направленности образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. В их числе Федеральный закон называет филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. За исключением филиалов и представительств иные структурные подразделения можно считать обособленными именно по признаку исполняемых функций. Данный перечень является открытым, причем действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов считать структурными подразделениями и иные «части» образовательной организации.

 

Например, присоединенный к общеобразовательному учреждению детский сад можно будет считать структурным подразделением данного учреждения, деятельность которого отличается уровнем реализуемой общеобразовательной программы. При этом не имеет принципиального значения (если это не филиал) территориальное место расположения групп детей бывшего детского сада. И наоборот, если присоединенная к общеобразовательному учреждению начальная школа попросту расширила уже имеющийся контингент классов-комплектов начальной школы, то считать её структурным подразделением необоснованно.

 

Таким образом, само по себе расположение образовательной организации и её частей в различных зданиях с разными юридическими адресами еще не является достаточным основанием считать эти части структурными подразделениями, так как отсутствует функциональная обособленность этих частей.

 

Важный юридический аспект структурирования образовательных организаций присутствует при оформлении трудовых отношений с работниками: если в трудовом договоре при приеме на работу указывалось структурное подразделение, то постоянное или даже временное изменение структурного подразделения считается переводом на другую работу, требующим согласия работника (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).

 

Создание и функционирование структурных подразделений образовательной организации регулируется локальными нормативными актами (части 2, 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

 

Комментарии: 1
  • #1

    Борис (Вторник, 20 Сентябрь 2016 10:38)

    Как проходит лицензирование программы дополнительного профессионального образования?

     К дополнительному профессиональному образованию (далее ДПО)относятся реализация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее и высшее профессиональное образование и лица, получающие среднее и высшее профессиональное образование (ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Программы ДПО могут реализовать в качестве основой цели её деятельности организации ДПО. Профессиональные образовательные организации, организации высшего образования могут реализовать программы ДПО в качестве не основной цели деятельности (ст.23 Федерального закона № 273-ФЗ). Также иные юридические лица, относящиеся к организациям, осуществляющим обучение, могут реализовать программы ДПО (п.5 ст.31 Федерального закона № 273-ФЗ).

      Образовательная деятельность по реализации программ ДПО лицензируется по заявлению организаций о предоставлении или о переоформлении имеющийся лицензии в связи с намерением предоставлять новые образовательные услуги по реализации образовательных программ ДПО. Порядок и регламент предоставления или переоформления лицензий для всех видов, уровней образования, подвидов дополнительного образования, одинаковая.Вся необходимая информация размещена на сайте Министерства образования РС(Я) (minobr/sakha.gov.ru) в разделе "Госуслуги", в подразделах "Лицензирование", "Информационные материалы", "Документы"

 

Комментарии: 0